Горячая линия: 8 (800) 2005-888, EMS 8 (800) 2005-055

УФПС Ярославской области

филиал ФГУП "Почта России"

 

История Ярославской почты

В истории Ярославля многое значило его расположение. Стоял он на перекрестке двух главных в России путей: Волга соединяла Запад с Востоком, а Европу с Азией. Поэтому в 16-17 веке город играл важную роль в политической и экономической жизни русского государства, являясь крупным центром торговли и ремесленного производства. Ярославль был важным узлом торговых связей со странами Ближнего и Среднего Востока, а также Западной Европой (дорога Москва – Архангельск вела из столицы к единственному в 17 веке морскому порту). Особенно была развита торговля с Англией и Голландией. Купцы этих стран через Ярославль направляли товары в Москву, а по Волге в Кострому, Нижний Новгород и дальше в Персию (Иран). Экономический расцвет Ярославля создает предпосылки для организации регулярных почтовых трактов. Поэтому путь Москва – Переславль Залесский – Ростов Великий – Ярославль – Вологда – Архангельск по указу царя Петра Великого позже стал главным почтовым трактом России… так начинается  рассказ о появлении регулярной почтовой связи на Ярославской земле, однако начало этому было положено задолго до Петровских реформ…

 

Послание Олега

 

В глубине веков затерялось письмо, которое впервые передало запечатанную, возможно, на бересте весть на расстояние. Но сохранилось первое летописное упоминание о нем.

Вот что написано в «Повести временных лет», датированной 885 годом, о древнерусском князе Олеге:

 В лето 6393 (885 год)…послал Олег к родимичам спрашивая: «Кому даете дань?» Они же отвечали «Хазарам». И сказал Олег: «Не давайте хазарам, а давайте мне».

Помимо записей в летописях существуют материальные доказательства обмена сообщениями людей на Древней Руси. Так при раскопках в Великом Новгороде были найдены берестяные грамоты, датируемые XI веком, которые отправлялись не только из Карелии или Смоленска, но и из Ярославля.

 

 

Повоз

 В X веке на Руси был введен «повоз» - особая повинность населения выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов. Те, кто проживал вдоль дорог и рек, обязаны были по первому требованию государевых посланцев выделять лошадей, корм, повозки или лодки с гребцами. Повоз можно считать первым государственным шагом по упрочнению пересылки письменных сообщений.

 

Ямская гоньба

В XIII веке, когда посылка гонцов, разной клади, передача сообщений стали регулярными, появилось что-то вроде конной эстафеты – «ямская гоньба». Старинное «ям» происходит от татарского слова «дзям» (дорога), которое славяне стали произносить на свой лад. От него пошли «ямы», где гонцы сменяли лошадей, и «ямщики» - люди, обслуживающие государственную связь.

Ямы располагались через каждые 30-100 верст, между ними в любое время года и суток передвигались гонцы с письмами и кладью. Постепенно ямы благоустраивались, обрастали поселками. Местное население было обязано содержать их в порядке.

Один небольшой городок Ярославской области Гаврилов-Ям до сих пор хранит своим названием память о тех далеких временах.

 

 

Указ о езде

В 1497 году при великом князе московском Иване III появился «Судебник» (сборник законов Русского государства). Он включал статью 30, названную «Указ о езде», где назначались тарифы для пересылки повозок (повесток для вызова в суд). В Московском княжестве тарифы выглядели так:

«до Звенигорода 2 гривны (20 копеек), до Козельска – рубль с четвертью, до Белева тож… до Переславля 20 алтын, до Ростова рубль, до Ярославля рубль с четвертью…»

 

Ямской приказ

В XVI веке для руководства ямской гоньбой создано государственное учреждение – Ямской приказ, ведавший регулярными почтовыми и транзитными перевозками, службой ямщиков, устройством и поддержанием ямов и ямских слобод. С 1565 года существовала и в нашем городе Ярославская слобода, обитатели которой долгое время хранили верность профессии предков. Ещё в 18 веке они занимались местным извозом и содержанием постоялых дворов. Память о ней жива и поныне. Во Фрунзенском районе Ярославля есть Ямская улица, а также Ямской переулок, Ямской проезд, 2-ой, 3-ий и 4-ий Ямские проезды. Там же находится Гужевая улица. Во второй половине XVII – начале XVIII веков наряду с ямской гоньбой создаются почтовые учреждения для нужд не только правительства, но и частных лиц.

В 1665 году для обмена корреспонденцией, в том числе частной, были организованы почтовые маршруты из Москвы в Ригу и (в 1669 году) Вильнюс.

 

 

Так заканчивается первый этап становления почтовой связи в нашем государстве. Второй этап начинается с Указа Петра Великого, о чем пойдет речь дальше…

 

Царский указ

Летом 1693 года молодой царь Петр I поехал посмотреть море и корабль в Архангельске. Незадолго до его отъезда на север, 8 июня был издан Указ  обустройстве с 1 июля 1693 года постоянной почтовой гоньбымежду Москвой и Архангельском. (Указ "Об учреждении почты от Москвы до Архангедьска" часть I, часть II).

«Поставить от Москвы, говорилось в указе, - по городам на ямах до Архангельска и назад до Москвы почту, а гонять с тою почтою выборочным почтарям Московским и городовым ямщикам с Москвы и с великих государей грамотами и со всякими иноземских и торговых людей».

Путь почтарей проходил через Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Данилов, Вологду и далее вдоль рек Вага и Северная Двина, через города Вельск, Шенкурск, Холмогоры. Царский указ совершенно точно определил скорость доставки почты:

«…перебегать от Москвы до Архангельска добрым летним и зимним путем в восьмой и девятый день, вешним и осенним путем в десятый и одиннадцатый день… и приказать тем выборным почтарям и с великим подкреплением, чтоб они с тою почтою гоняли наскоро в час верст по девяти и по десяти». Распоряжение требовало чтобы ямщики с почтой прибывали в станы в строго определенные часы. 

В Указе Петр Великий не забыл о «кадровом вопросе», указав, чтобы почтовых людей подбирали и честных и трезвых, дабы они могли «день и ночь письма везти бережно в мешках под пазухой, чтобы от дождя не замочить и дорогою пьянством не утратить».

В Ярославле почту поставили на посаде, на проезжей Михайловской улице (ныне ул. Почтовой) в подворье Толгского монастыря. В Ростове таким местом оказался дом на Московской дороге и неподалеку от западных ворот Кремля, а в Переславле-Залесском – двор вдовы Валуевой на Ростовской улице.

Был в Ярославле и «почтовый стан», который располагался за рекой Которослью. Тут жили ямщики с почтового тракта. Возили почту 1-2 раза в неделю, в зависимости от необходимости.

Доставку писем в Архангельск отнесли к «заморским» почтам, поэтому организацией скорой гоньбы ведал Посольский приказ, которому подчинялись почтовые линии, ведущие за рубежи государства.

Большую роль проделали городские воеводы. Им поручалось обеспечить вновь поставленных почтарей необходимым для жизни (избами, продуктами питания), а лошадей – кормами. Воеводы «под опасением государева гнева» лично отвечали за приведение в порядок станов в городе и ближайших окрестностей. Все это позволило в очень короткий срок открыть гоньбу на колоссальной по протяженности почтовой линии около 1300 верст.

 

Станции на тракте Москва – Архангельск по Ярославской губернии

Переславль – Дертники – Петровск – Ростов – Семибратово – Кормилицино – Ярославль – Глебовское – Туфаново – Данилов – Левинская

 

Станции по направлению Ярославль – Санкт-Петербург.

Ямино – Романов – Киндяки – Рыбинск – Молога – Горелово – Сушинская и далее на Весьегонск.

 

Оба тракта разветвлялись на второстепенные в Данилове к Любиму, в Романово- Борисоглебске к Пошехонью, в Рыбинске – на Тверь. Все тракты, проходящие через губернию были снабжены лошадьми в достаточном количестве: по Санкт – Петербуржскому тракту на станциях содержалось по 24 лошади, по Архангельскому по 16 лошадей.

Для наблюдения за всеми почтовыми предприятиями страны в 1712 году было учреждено Почтовое управление во главе с генерал-почт-директором П.П. Шафировым.

Петр I провел ряд мероприятий по улучшению почтовой связи – было открыто большое количество новых почтовых трактов. В 1714 году была создана специальная почта в целях ускорения пересылки важнейшей государственной корреспонденции. Для обслуживания армии и военнослужащих в 1716 году была организована военно-полевая почта. Для перевозки почты стали использовать водный транспорт.

К концу правления Петра I  к 1725 году протяженность почтовых маршрутов в России достигла 10667 верст, а число почтовых учреждений 458.

В 1772 году был ликвидирован Ямской приказ, который стал тормозом для дальнейшего развития почтовой связи (он просуществовал более 200 лет), а в замен был создан Почтовый департамент при Коллегии иностранных дел, получивший административную и финансовую самостоятельность. Указом правительственного сената 1781 года разрешается по губернским и уездным городам строить каменные дома для почтовых контор из суммы в 20 000 руб.

Ярославский генерал-губернатор в 1783 году предложил Казенной палате построить почтовый дом в 2 года, в первый год заложить каменный фундамент и построить флигель, а на второй год достроить здание. Строительство почтового дома по смете обошлось в 16370 руб. Дом был каменным с нужными пределами и флигелем для почтальонов, 2 служебных корпуса в один этаж.

С 1781 по 1785 года в крупных уездах Ярославской губернии были образованы почтовые конторы: в Ярославле, Угличе, Петровске, Борисоглебске. По состоянию на 1799 год в Ярославской губернии было: почтовых станций - 21, лошадей -348, в том числе ямских 54, обывательских 294, ямщиков 571.

В 1809 году вышло «Положение об учреждении вольных почт», в котором, в частности, говорилось»

 Содержатели вольных почт должны иметь на каждой станции не менее положенного правительством числа лошадей, совершенно способных к почтовой гоньбе, при каждой паре оных возчика не малолетнего и не пристарелого, трезвого и способного к сей должности… Если, кто из приезжающих загонит лошадь или будет понуждать к неумеренной гоньбе или обидит возчика, виновным предъявляется штраф: за загнанную лошадь в таком размере, чтоб хозяин мог немедленно купить другую лошадь; за принуждение неумеренной гоньбе – штраф в 100 рублей, где половина идет в пользу обиженного, а другая половина – на содержание почтовой станции».

Служить на государственной почте считалось делом высокоответственным. Известно, например, что 6 февраля 1910 г. в Петровске Ярославской губернии принимал присягу рядовой почтальон Александр Путятин. Приводил его к присяге протоирей Петропавловского собора Александр Стронский в присутствии чиновника почтового ведомства. Об этом свидетельствуют их подписи под "Клятвенным обещанием".

 

Городская почта

Городская почта появилась в России в 1833 году только в Санкт –Петербурге. Город был разделен на 17 округов с 45 пунктами для приема корреспонденции. Местом размещения таких пунктов были избраны мелочные торговые лавки, которые были открыты ежедневно. Над входом в лавку висело объявление «Прием писем в городскую почту». Установленную плату за письмо 5 коп. – серебром взимал хозяин лавки и делал запись в специальном листе. Ежедневно три раза в день мелочные лавки обходил письмоносец и забирал корреспонденцию. Письма доставлялись в почтамт, сортировались и трижды в сутки разносились по адресам.

В Москве городская почта начала функционировать в 1845 году, а в 1875 году уже в 47 городах российской империи. Поток писем рос и тормозом становился способ оплаты в мелочных лавках. Почтовое управление в 1845 году ввело в употребление штемпельные конверты (ранее назывались «куверты»).

Штемпельный конверт имел на лицевой стороне круглый штемпель (прообраз будущих марок) с подписью пункта и стоимости за письмо 5 коп., за конверт 1 коп. Конверты эти продавались по выходу ха 6 коп. серебром.

Почтовые ящики впервые были вынесены на улицы лишь в 1848 году. Первые почтовые ящики были сколочены из досок и обшиты снаружи тонким листовым железом, покрашены в зеленый цвет. В 1887 году в Ярославле по городу было развешено 20 почтовых ящиков. Также ящики делали из кожаных мешков, и даже отливали из чугуна весов в 2,5 пуда.

Подлинно революционным нововведением в работе русской почты явились почтовые марки, которые появились в декабре 1857 года, достоинством в 10 коп, были они без зубцов. Второй выпуск марок, уже с зубцами, 10, 20 и 30 коп. появились в начале 1858 года. Первые марки выпускали без клея, к конверту они прикреплялись сургучом или прикалывались булавкой.

До 1913 года рисунок на марках был неизменным: в центре изображен царский герб – двуглавый орел – и скрещенные почтовые рожки.

Появление почтовых марок позволило значительно расширить и виды почтовой корреспонденции. В 1866 гогду для пересылки книг, каталогов, прейскурантов и других печатных изданий введен новый вид отправлений – бандероль. В 1871 году устанавливается еще три вида отправлений: образцы товаров, открытые и заказные письма.


Земская почта

Государственная почта охватывала лишь города и населенные пункты, расположенные вдоль почтовых трактов. Значительная часть населения, живущая в сельской местности, была лишена возможности пользоваться почтой.

В 1865 году почтовое ведомство разрешило завести в отдельных уездах собственную земскую почту. Земская почта – явление прогрессивное. В целом она объективно способствовала приобщению сельского населения к экономическим, общественным и культурным процессам, происходящим в стране, несла информацию в самые глухие уголки уездов. Получив «почтовые права» земство обязано было выполнять ряд условий, а именно: работать только в пределах своего уезда, межуездные связи запрещались (царское правительство боялось потери доходов, а также политической переписки); почтовые марки земства не должны были быть похожи на государственные почтовые марки, земские ямщики не имели права ездить по казенным трактам, а лишь пересекать их. Причем чтобы переправить письмо из одного уезда в другой рядом с земской маркой наклеивалась еще одна – государственная. К 1911 году земская почта существовала в 236 уездах.

Центральными пунктами земской почты были почтовые отделы уездных земских управ, откуда раз в неделю отправлялись почтальоны и доставляли почту в волостные правления, где забирали встречную. Таким образом, волостные правления на деле стали почтовыми отделениями.

Здесь же путь почты обрывался. Доставка ее на дом адресату осуществлялась далее тремя путями. Во-первых, большую часть корреспонденции разбирали сами адресаты. Позже сами почтальоны или «благонадежные» люди стали завозить почту по пути в школы, больницы, разного рода канцелярии, церкви, поместья и т.д. Это второй этап приближения почты к населению. Но и здесь адресат должен был сам идти за почтой. Наконец, лишь изредка и далеко не везде, волостные правления начали доставлять почты на дом, но не далее трех верст в радиусе.

В 1913 году общая протяженность гужевых почтовых трактов составила 170 тыс. км, железнодорожных 59 тыс. км и водных 32 тыс.км. Некоторое расширение почтовой сети наметилось в октябре 1916 года, после принятия правительством решения об открытии за счет казны новых почтовых учреждений в сельской местности в 1916 году было открыто 3570 учреждений, а в 1917 – 469.

После октябрьской социалистической революции в апреле 1918 года был издан декрет, подписанный В.И. Лениным «Об организации управления почтово-телеграфным делом Советской Республики». Для руководства средствами связи был создан Народный комиссариат почт и телеграфов. Большая заслуга в перестройке организации связи и принадлежала Вадиму Николаевичу Подбельскому – народному комиссару почт и телеграфов.

Обстановка, сложившаяся в середине 1918 года прервала мирное социалистическое строительство – в России началась вооруженная интервенция и гражданская война.

Основными задачами почтовой связи в этот тяжелый период было обслуживание многочисленных фронтов, организация почтовых сообщений на территории, освобожденной от вражеских войск. Условия работы были очень тяжелые. Разрушение железных дорог в результате военных действий и нерегулярное движение поездов приводило в ряде мест к нарушению почтовых сообщений. Плохо продвигалась почта и в сельскую местность. Отступая, белые войска и интервенты уничтожали средства связи.

К 1919 году количество предприятий связи значительно сократилось, протяжение ж/д линий для почтовых перевозок сократилось почти в 2 раза, а длина водных почтовых путей уменьшилась более чем в 10 раз. Но, не смотря на труднейшие условия гражданской войны, велась неослабленная борьба за сохранение и развитие почтовой связи.

 

Советский период

 

Продвижение почтовой связи в глубь страны было особенно важно еще потому, что почте доверялось распространение советской периодической печати ( с 1920 года), в дореволюционной России делами подписки и рассылки печати занимались сами редакции газет и журналов.

В 1921 году во многих деревнях, удаленных от почтовых контор, начали создавать при избах-читальнях первые вспомогательные почтовые пункты. В Ярославской губернии было открыто в 1921 году – 59 вспомогательных пунктов связи с приемом и выдачей простой, заказной корреспонденции и газет. Всего в Ярославской губернии в ведении отдела Народной связи состояло 20 почтово-телеграфных, 50 почтовых предприятий связи, 2 ж/д отделения связи и 59 вспомогательных почтовых пункта.

В 1925 году появились на селе сельские письмоносцы, они являлись штатными работниками почтовых предприятий и доставляли почту в сельсоветы ближайших населенных пунктов. К концу 1925 года в Ярославской губернии насчитывалось только 73 письмоносца в 170 сельских предприятиях связи.

В 1931 году учреждается на селе новая должность – колхозный почтальон. Впервые в истории отечественной почты корреспонденцию и периодическую печать доставляют сельскому жителю на дом.

По Ярославской области в 1935 году в сельских отделениях связи было ведомственных письмоносцев 163, а колхозных 2212.

В 1936 году образована Ярославская область и областное управление связи. Из хозяйства бывшей Ивановской промышленной области выделилась по Ярославской области почтовая связь в составе:

почтамт – 1

отделов в районных центрах – 35

городских отделений связи – 37

агентств связи – 697

Почтовая связь имела следующие транспортные средства:

почтовых вагонов – 4

катеров – 2

автомашин – 53

велосипедов – 7

конно – почтовых станций – 15

общее количество лошадей на конно–почтовых станциях – 33

количество наемных лошадей по обслуживанию почтовой связи – 555

По сравнению с 1913 годом общая сеть предприятий связи выросла более чем в 6 раз, почти во столько же увеличилось протяжение почтовых маршрутов.

Значительное развитие получила почтовая связь за годы предвоенных пятилеток. В 1940 году в стране насчитывалось уже 51 тыс. предприятий связи, в том числе в сельской местности 44 тыс. Для перевозки почты в крупных городах и по большим трактам стали использовать автомобильный транспорт. Вол многие отдаленные районы страны печать и корреспонденцию начали перевозить на самолетах. Все это значительно ускорило доставку почтовых отправлений.


Великая Отечественная Война


Задача почтовой связи в этот период состояла в том, чтобы обеспечить беспроводное сообщение в тылу в соответствии с требованиями народного хозяйства, осуществлять связь тыла с фронтом и партизанскими отрядами, возобновлять почтовое сообщение на территории, освобожденной от немецко-фашистских захватчиков. На временно оккупированной территории хозяйству почтовой связи был нанесен огромный ущерб: уничтожены транспортные средства, около 36 000 зданий предприятий связи, имущество и оборудование.

После окончания Отечественной войны вновь приступили к мирному строительству. Уже к 1950 году довоенная сеть предприятий почтовой связи была восстановлена. Протяженность всех почтовых маршрутов выросла по сравнению с 1940 годом.

С 1958 года начался новый этап в истории почтовой связи – ее техническое переоснащение. Важным шагом на этом пути стала установка в многоэтажных городских домах абонентских шкафов на нижних этажах, значительно облегчившая труд почтальонов.

Затем началось оснащение доставочных участков опорными пунктами и специализированными мотороллерами для провоза к ним периодической печати и почты. Для обвязки пачек с корреспонденцией на почте стали применять специальные пачкообвязочные машины. Тогда же впервые в истории почтовой связи были опробованы агрегаты для полуавтоматической сортировки посылок и образец отечественной письмосортировочной машины.

 

Постсоветский период

В 80-е – 90-е года почтовая связь претерпела существенные структурные изменения. Была осуществлена механизация почтово-кассовых операций и автоматизация заключительного контроля переводной отчетности. Кроме того, было внедрено базовое программное обеспечение, которое позволяло производить автоматическую тарификацию и быстро реагировать на изменения тарифов на услуги почтовой связи.

В этот период совершенствовалась система почтовой связи по обработке тяжелой почты. Для этих целей было построено узловое предприятие: по обработке посылок, страховых отправлений, писем, периодических изданий.

С течением времени внедрялись новые технологии для увеличения скорости и эффективности работы почтовой связи, появлялись новые сервисы. Сегодня ФГУП «Почта России» - крупнейший оператор почтовой связи, предлагающий своим клиентам огромный перечень услуг.

 

Большой путь прошла российская почта, прародительница всех других средств связи, изменившаяся с течением времени до неузнаваемости. На смену ямским лошадям и примитивным электрическим аппаратам пришли высокоскоростные  сухопутные, водные, воздушные коммуникации, компьютеры, радио, спутниковое телевидение, оптико-волоконные линии, Интернет и т.д. Почта сегодня несмотря на целый ряд конкурентных средств связи остается одним из важнейших каналов обмена информацией между людьми на расстоянии, что обеспечивает ей стабильные позиции на рынке телекоммуникационных сетей.